Гиперактивный ребенок
Первый рез я услышала этот термин «гиперактивный ребенок», относительно недавно, пару лет назад. Тогда речь шла о сыне наших знакомых, который, судя по отзывам всех, кто с ним сталкивался, был не просто балованным или шаловливым, а просто невыносимым ребенком.
Я тогда еще очень удивилась, ребенок этот рос во вполне благополучной семье, где его очень любили, при этом не балуя без меры. Почему он оказался таким невыносимым, мне в общем-то было не понятно, да и не очень интересно, если честно. Своих забот полно, некогда было думать о чужих детях.
Но так получилось, что с этим мальчиком впоследствии мне пришлось столкнуться не раз, после того, как с нами рядом поселилась наша старшая внучка и я таким образом косвенно оказалась в орбите детского общения и детских конфликтов.
Да уж, конфликты оказывались совершенно не детские. Потому что всякий раз, когда на детской площадке наша внучка оказывалась рядом с этим мальчиком, у всех нас, взрослых, замирало сердце от страха, чтобы с ней или с другими детьми, что-нибудь не случилось…
Случиться могло всякое: от песка, насыпанного в волосы, до брошенного в голову камня. И это еще довольно-таки безобидные поступки. Страшнее было, когда он, будучи чем-то разгневанным, разогнался на своем велосипеде и на всей скорости врезался в велосипед моей внучки. Она чудом избежала серьезной травмы, отделалась ушибами, перепугом и скрученным в «восьмерку» велосипедным колесом.
Надо отдать должное, сам мальчик тоже испугался, изо всех сил пытался загладить свою вину. Но это продолжалось недолго. Через какое-то время все повторялось. Неуправляемое, зачастую агрессивное поведение, шумные, сверхподвижные игры, сметающие всё и всех на своем пути.
Естественно, мы изо всех сил старались, чтобы наши дети как можно реже оказывались рядом. Но к сожалению, избежать этого было нельзя, мамы детей — школьные подружки и часто общаются между собой, соответственно, общаются и дети.
Кстати, от мамы этого мальчика я и услышала впервые этот термин — гиперактивность. Бедная мама, она изо всех сил пыталась и пытается откорректировать поведение своего ребенка. У нее ангельское терпение, она находит в себе силы относительно спокойно управлять практически неуправляемым поведением своего сына. Но все ее усилия пока не увенчались успехом. В школе вместе со всеми детьми он учиться не может. Его переводят на домашнее обучение, потом возвращают опять в школу, и опять на домашнее… Единственное, на что она надеется и в чем ее заверили врачи: мальчик должен перерасти.
Я думала, что детей с подобными проблемами не много. Как же я ошибалась! С первого же дня в школе у внучки-первоклассницы выяснилось, что среди ее одноклассников есть несколько мальчиков, чье поведение один к одному повторяет поведение сына наших давних знакомых. Бедная учительница хватается за голову: сразу несколько учеников в классе с явными симптомами гиперактивности — явный перебор!
Процесс обучения в таких условиях явно пробуксовывает, половина учебного времени уходит на то, чтобы в классе установилась хотя бы относительная тишина… А на переменах — драки и потасовки, класс буквально стоит на голове. Попытались перевести нашу внучку в другой класс или другую школу, но после консультаций с преподавателями других школ поняли, что сейчас практически в каждом классе обычной школы (если только это не элитное заведение, куда принимают детей после тщательного отбора) есть гиперактивные дети. Просто какая-то эпидемия гиперактивности среди детей!
Не хочется повторять банальности, но ведь действительно: в наше время такого не было! Не было такого и тогда, когда росли мои дети, двадцать-двадцать пять лет назад… И это не только мое мнение. К этому заключению приходят и профессионалы, педагоги и психиатры. Ведь термин гиперактивность стал употребляться официально в отечественной практике только в последнее десятилетие.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — такое официальное название имеет эта проблема. И хотя некоторые специалисты отказываются верить в ее существование, тем не менее — она есть.
И проблема эта очень болезненная, потому что затрагивает как самих детей, имеющих этот синдром и их родителей, так и окружающих их людей, также страдающих от соседства с такими вот «беспокойными» детишками. Особенно сложная она, конечно же, для родителей таких детей. Сразу же возникает вопрос: почему? А никто и не знает, почему у детей возникает такое расстройство.
Причинами возникновения органических нарушений могут быть:
- Общее ухудшение экологической ситуации.
- Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период.
- Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору).
- Хронические заболевания матери.
- Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение.
- Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям.
- Любые заболевания младенцев с высокой температурой.
Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.
Признаться даже самому себе, что твой ребенок не просто шалун и непоседа — а не совсем здоровый человек — нужно иметь очень большую смелость и трезвое мышление. Ведь все мы, родители, бабушки-дедушки любим своих чад до безумия, слепо и безрассудно. Видим в них только хорошее и стараемся не замечать плохое. Но в данном случае вовремя замеченное отклонение — шанс откорректировать поведение ребенка и привести его импульсивность, невнимательность, гиперактивность в рамки социально приемлемых норм хотя бы к подростковому возрасту.
В первую очередь ради самого же ребенка. Ведь по мнению многих специалистов в этой области, такие дети, будучи зачастую очень умными и талантливыми легко поддаются плохому влиянию, часто начинают употреблять алкоголь и наркотики, испытывают трудности в общении.
Поскольку самые близкие люди у ребенка — его родители, им в первую очередь нужно бороться за него. Потому что при всей сложности коррекции СДВГ, лечение деток с синдромом гиперактивности проводится во многих случаях успешно. Необходимо найти в себе смелость и найти хороших специалистов. Наиболее эффективным считается комплексный подход к лечению, включающий в себя фармококоррекцию и нефармакологический подход.
А еще нужно любить такого ребенка, ведь он совсем не виноват, что родился с этой проблемой. Такие дети абсолютно не восприимчивы к критике, наказаниям и повышенному тону в качестве воспитания. Зато они восприимчивы к похвале и поощрению.
Давайте любить наших детей такими какие они есть, помогать им в сложных ситуациях. Им ведь так нужно, чтобы рядом были мы, взрослые и любящие мамы и папы, бабушки и дедушки. Чтобы было кому их обнять и поцеловать, покатать в парке на карусели, сладкие новогодние подарки купить, и просто выслушать и понять…