Метаболически здоровое ожирение
Австралийские исследователи определили некоторые ключевые характеристики метаболически здорового ожирения; результаты их исследования могут иметь значение для лечения сахарного диабета 2 типа инсулинорезистентности и избыточной массы тела.
Двое из трех взрослых австралийцев имеют избыточную массу тела или ожирение. Для большинства из них избыток массы тела ассоциирован с массой других проблем со здоровьем – включая сахарный диабет 2 типа, инсулинорезистентность, повышенное артериальное давление и нарушения липидного спектра крови. Однако, как это ни странно, некоторые лица с ожирением не имеют никаких метаболических нарушений.
Австралийские исследователи изучали вопрос о том, чем «метаболически здоровые» лица с ожирением отличаются от остальной популяции людей с избытком массы тела/ожирением. Профессор Джерри Гринфилд (Jerry Greenfield), возглавляющий отделение эндокринологии в клинике св. Винсента (St. Vincent’s Hospital, Сидней), а также клиническую лабораторию в Гарванском институте медицинских исследований (Garvan Institute of Medical Research), стал лидером исследовательской группы. Результаты работы были опубликованы в ноябрьском номере журнала «Клиническая эндокринология и метаболизм» (Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism).
Проф. Гринфилд говорит: «Наш подход состоит в том, чтобы определить четкие измеряемые критерии метаболически здорового ожирения. Мы проверили, имеют ли лица с ожирением такое ключевое для избыточного накопления жировой ткани нарушение обмена веществ, как резистентность к инсулину. Нарушение чувствительности к инсулину, прежде всего, затрагивает мышечную и печеночную ткань. Предполагалось, что лица с ожирением, сохранившие нормальную чувствительность к инсулину, скорее всего, метаболически здоровы».
Для исследования инсулинорезистентности применялся«золотой стандарт» — метод эугликемического клэмпа , т.е. прямое измерение уровня инсулина при введении раствора глюкозы. Измерения проводились у 64 лиц с ожирением. Исследователи обнаружили, что некоторые участники имели хорошую чувствительность печени к инсулину при инсулинорезистентности мышечной ткани, и наоборот – у других регистрировалась инсулинорезистентность печени при нормальной чувствительности к инсулину скелетных мышц.
Таким образом, оказалось, что люди с ожирением могут иметь инсулинорезистентность печени, или мышечной ткани, или и того, и другого, а могут иметь нормальную чувствительность к инсулину.
Следующим шагом было выяснить, как профиль инсулинорезистентности влияет на ключевые показатели метаболического здоровья. Выяснилось, что лица с ожирением, которые сохранили чувствительность к инсулину в мышечной либо в печеночной ткани, метаболически более здоровы, чем имеющие инсулинорезистентность и в печени, и в мышцах. У них отмечались значимо более низкие уровни артериального давления, а также меньшее количество висцерального жира, реже встречались признаки жирового гепатоза. По этим критериям, группа частичной инсулинрезистентности была сходной с группой лиц без инсулинорезистентности.
«Поразительной находкой мы считаем обнаружение протективного действия сохраненной чувствительности к инсулину в печени либо в мышечной ткани. Кроме того, сам факт обнаружения у одного и того же человека инсулинорезистентности в одном виде тканей и сохраненной чувствительности к инсулину – в другой, многое проясняет в таком сложном состоянии, как инсулинорезистентность у человека с избыточным накоплением жировой ткани», говорит проф. Спрингфилд. Такие находки предполагают, что действие инсулина в разных тканях опосредовано разными факторами , которые могут быть генетически детерминированы.
Эта информация открывает путь к более раннему выявлению и индивидуализированному лечению пациентов из группы риска по развитию метаболических заболеваний. Возможно, это первые шаги к персонализированному и таргетному подходу при лечении ожирения и сахарного диабета 2 типа.